Замена натяжителя цепи уаз патриот 2017

Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409

Основное предназначение ГРМ (газораспределительного механизма) любого автомобиля — синхронизация распредвала(-ов) и коленчатого вала. Правильное функционирование данного механизма очень сильно влияет на КПД мотора. ГРМ может быть выполнен в виде цепи, либо ремня, первый вариант, как правило, более надежен. На УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 этот механизм в своем составе имеет цепь.

А сейчас, немного о том, почему же может потребоваться замена цепи грм на уаз патриот с 409 двигателем евро 4. Все дело в том, что при большом пробеге автомобиля ГРМ, выполненный в виде цепи, может растягиваться, что в последствии приводит к разрыву или проскакиванию цепи. Завод предписывает замену цепи в районе 80 000 км пробега.

Как устроен ГРМ «Патриота»

По сути дела, ЗМЗ 409 это брат близнец инжекторного 406 мотора, который ставился в «Волги» и «Газели». Конструктивно они очень похожи, соответственно и проблемы 409 двигатель унаследовал все те же (об этом чуть ниже). ЗМЗ 409 имеет два распредвала, сделанных из чугуна. Эти распредвалы вращаются на подшипниках, которые получаются путем соединения плоскости ГБЦ со съемными крышками из алюминия.

Эти крышки обрабатываются вместе с ГБЦ, поэтому поставить их с другой машины не выйдет, не меняя при этом ГБЦ.

Привод ГРМ здесь состоит из пары однорядных пластинчато-звеньевых цепей. Такой вариант менее надежен, чем одна двухрядная цепь, к тому же пластинчато-звеньевые цепи имеют свойство рваться неожиданно, без какого-либо предварительного «звукового оповещения», по которому можно понять что она вот-вот порвется. Если нет возможности поставить более надежную двухрядную цепь, тогда хорошим вариантом будет ролико-звеньевая цепь, которая также более надежна.

Читайте также:  Переходная рамка для уаз патриот 2017 2 din черная

ГРМ Патриота с мотором ЗМЗ 409 включает в себя следующие элементы:

  1. Шестерня коленвала;
  2. Пластиковый башмак натяжения цепи;
  3. Гидронатяжитель;
  4. Так называемая «верхняя» цепь;
  5. Большая ведомая шестерня промвала;
  6. Маленькая ведущая шестерня промвала;
  7. Опора болта башмака;
  8. Еще один башмак для натяжки цепи;
  9. Еще один гидронатяжитель;
  10. Шумоподавительная шайба;
  11. «Нижняя» цепь;
  12. Специальная метка на корпусе зубчатого колеса;
  13. Штифт;
  14. Звезда распредвала впускных клапанов;
  15. «Успокоитель» цепи верхний;
  16. Звезда распредвала выпускных клапанов;
  17. Штифт;
  18. Еще одна метка на корпусе зубчатого колеса;
  19. Верхняя плоскость ГБЦ;
  20. Средний «успокоитель» цепи;
  21. Нижний «успокоитель» цепи;
  22. M1, M2 — метки на корпусе блока цилиндров.

Сигналы к замене

Главный сигнал того, что требуется замена ГРМ у Патриота — посторонние металлические звуки, доносящиеся из под капота, такой шум можно охарактеризовать как некое «бряканье». По неопытности можно перепутать поломку со стучащими клапанами. Хотя на 409 моторе и установлены гидрокомпенсаторы, необходимо заливать качественное масло, чтобы зазор клапанов регулировался правильно. Проблемы с ГРМ у Патриота, как правило, характеризуются потерей мощности на малых оборотах.

Получается, что если пробег подходит к 80 000 тыс. км. и/или растяжение цепи выходит за рамки рабочего диапазона гидронатяжителя — выход только один, а именно установка новой цепи заместо старой. Иначе рискуете остаться посреди дороги в компании неподвижного автомобиля в самый неподходящий для этого момент, где-нибудь далеко от дома, как обычно бывает по «закону подлости».

Процесс замены

Необходимо понимать, что замена цепей ГРМ на 409 двигателе УАЗ Патриота — сложный процесс, особенно это касается моторов с нормами токсичности евро 4. Итак, для такого ремонта в первую очередь потребуется гараж с ямой, либо эстакада, поскольку необходимым условием является доступ к моторному отсеку снизу. Кроме того, потребуется целый ряд инструментов:

  • шестигранный ключ 6 мм;
  • зубило и молоток;
  • головки для воротка размерами «12», «13» и «14»;
  • набор гаечных ключей размерами от 10 до 17;
  • приспособление для установки фаз газораспределения;
  • доп. принадлежности: емкость для слива ОЖ из радиатора, домкрат, съемник для шестеренок.

Установите автомобиль так, чтобы можно было подлезть к моторному отсеку с любой стороны. Затем, выключите зажигание, отсоедините клемму «—» от аккумуляторной батареи. Так просто подобраться к механизму ГРМ не получится, сначала придется открутить все закрывающее его. Слейте охлаждающую жидкость в подготовленную для этого емкость, после чего открутите радиатор и патрубки.

(Необязательно) Открутите болты масляного поддона, а потом снимите его, слив перед этим масло из мотора. Эта процедура в дальнейшем облегчит установку ГРМ. Если не хотите сливать масло, тогда открутите только передние болты масляного картера.

Далее, снимите ремень насоса гидроусилителя руля. То же самое необходимо сделать с ремнями генератора + водяного насоса (помпы). Извлеките подводящий шланг на помпу, снимите крышку ГБЦ (вынув перед этим все катушки зажигания). После этого, необходимо отсоединить переднюю крышку ГБЦ, вывернув 4 болта, а затем извлечь её вместе с вязкостной муфтой вентилятора и самим пропеллером.

Далее, нужно отсоединить водяной насос, который крепится тремя болтами. Извлеките датчик положения коленвала (он же датчик синхронизации), вывернув один болт, на котором он держится. Осуществите демонтаж шкива коленчатого вала, для этого может потребоваться трехлапый съемник.

Разборка механизма ГРМ

Выкрутите болты крепления крышки гидронатяжителя верхней цепи, извлеките его вместе с прокладкой. Важно делать это аккуратно, ведь на крышку давит пружина гидронатяжителя. После извлечения пружины извлеките сам гидронатяжитель. Аналогично нужно поступить с нижним гидронатяжителем. Открутите 7 болтов крепления крышки цепи. Крышку снимайте осторожно, поскольку есть риск повреждения прокладок или сальника коленчатого вала.

Отверните болт крепления башмака (цифра 7 на схеме) натяжения цепи и снимите башмак, аналогично поступите с нижним башмаком. Теперь нужно отсоединить шестерни распредвалов (14 и 16 на схеме) от самих распредвалов — тут помогут рожковые ключи на 12 и 17, а также молоток. Либо воспользуйтесь специальным съемником.

Открутите успокоители, которые мешают дальнейшему демонтажу. Каждый из успокоителей держится на двух болтах. Для снятия звездочек промежуточного вала (5, 6 см. схему) нужно отогнуть пластину и вывернуть болты крепления звездочек, вставив отвертку в специальные пазы на зубчатом колесе, удерживая таким образом шестерни от проворачивания. После демонтажа цепи — промойте ее и шестерни в бензине, осмотрите на предмет повреждений.

Сборка ГРМ

Собирать весь механизм нужно в обратном порядке. Установка меток ГРМ на 409 двигателе происходит после сборки механизма, когда цепь располагается на шестернях. Перед началом сборки обязательно нужно смазать цепи и зубчатые колеса ГРМ моторным маслом. Первым делом напрессуйте шестерню на коленчатый вал, не забудьте про втулку + уплотнительное кольцо, которые должны там стоять. Проверните коленвал до того момента, чтобы метка зубчатого колеса и блока (M1) совпадали, поршень первого цилиндра при этом должен находиться вверху (положение ВМТ).

Поставьте успокоитель цепи, наденьте цепь на шестеренку коленвала. Поставьте ведомую звездочку промежуточного вала так, чтобы штифт совпал с отверстием. Тут также нужно добиться совпадения меток (M2). Сверху установите ведущую шестерню промвала, закрутите болты крепления и подогните края стопорной пластины, дабы избежать произвольного откручивания. Далее, нужно нажимать на натяжитель для натяжения цепи — до совпадения установочных меток ГРМ (12 и 18) с верхней плоскостью ГБЦ.

После того, как механизм ГРМ будет собран, необходимо установить на свое место все те детали, которые демонтировались изначально. Это шланги охлаждения, вентилятор, ремни, клапанную крышку, водяной насос. Если поддон на вашем Патриоте крепился через прокладку — поменяйте ее, допускается использовать вместо прокладки термостойкий герметик. В оконцовке залейте антифриз или тосол в систему охлаждения. Если сливали моторное масло (снимали поддон), то не забудьте залить свежее. Оденьте на место клемму «—» АКБ и попробуйте запустить мотор.

Источник

Гидронатяжитель цепи на УАЗ Патриот

В конструкции внедорожника УАЗ Патриот имеется такой элемент, как гидронатяжитель цепи. Что же это такое и для чего необходим данный элемент, узнаем подробнее.

Особенности устройства

В конструкции двигателя ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ Патриот имеются распределительные валы, которые изготовлены из чугуна посредством литья. Привод распределительных валов на внедорожнике представлен в виде двухступенчатой цепной передачи. К основным составляющим привода распредвалов относятся такие элементы:

  • звездочка коленвала;
  • две звездочки (ведущая и ведомая) промежуточного вала;
  • две цепи;
  • две звездочки распредвалов;
  • гидронатяжители;
  • рычаги натяжителей;
  • успокоители.

В данном случае мы уделим внимание гидронатяжителям цепи и выясним, что они собой представляют и для чего нужны.

Гидронатяжители – это специальные устройства, которые участвуют в процессе натяжения каждой цепи. Так как цепи в устройстве двигателя ЗМЗ-409 две, то и данных устройства также два. Располагаются эти элементы непосредственно на передней крышке блока цилиндров и на головке цилиндров. Натяжитель подлежит ремонту, замене или профилактике, если осуществляется ремонт двигателя на внедорожнике УАЗ Патриот.
Ниже представлен вид гидронатяжителя на внедорожнике УАЗ Патриот с описанием основных рабочих элементов.

Схема натяжителя цепи

Натяжители постоянно поддерживают обе цепи в натянутом виде, поэтому отпадает такая необходимость, как ручное регулирование натяжения цепных устройств в ходе эксплуатации автомобиля УАЗ Патриот.

Принцип функционирования

Основу конструкции представляет корпус изделия 5, в котором размещен плунжер 4. В плунжере размещен пружинный элемент 6, сжатие которой осуществляется с помощью резьбовой пробки 1. В этой пробке находится специальный клапановый механизм в виде шарика 2, а на плунжере имеются два кольца: запорное 3 и стопорное 7. На схеме выше деталь отображена в заряженном виде, когда стопорное кольцо фиксирует плунжер от возможности его движения. Для приведения устройства в рабочее состояние, потребуется воздействовать на окончание плунжера и переместить стопорное кольцо к крайней точке.

Когда осуществляется установка изделия на двигатель ЗМЗ-409, то – это обязательно делается тогда, когда натяжитель разряжается или приводится в рабочее положение. Под действием пружины и масла, которое поступает через клапан из смазочной системы, осуществляется воздействие на плунжер. Он, в свою очередь, воздействует на башмак натяжителя и осуществляет поддержание цепи в натянутой форме.

В ходе эксплуатации цепи, происходит ее растяжение, а также износ башмака, но в таком случае происходит выход плунжера из корпуса и провисание компенсируется. В это время запорное кольцо 3 переходит в иную канавку, осуществляя запрет на возврат плунжера в исходное положение. Конструкция гидронатяжителей на внедорожнике УАЗ Патриот абсолютно идентична друг другу и функционируют они одинаково. Что представляет собой снятие и разборка изделия, выясним далее.

Снятие устройства

Для демонтажа гидронатяжителя с автомобиля УАЗ Патриот потребуется выполнить следующую последовательность действий:

  1. Осуществить вывинчивание болтовых соединений 1, но при этом придерживать крышку 2.
  2. Крышка 2 после отвинчивания болтов подлежит демонтажу.
  3. Теперь можно осуществить демонтаж гидронатяжителя из канала в головке блока цилиндров.

Приступаем к процессу разборки устройства, для этого:

  • отвинчивается резьбовая пробка 1, после чего извлекается пружинка 2. Устройство запрещается сжимать в тисках, так как это повлечет выведению его из строя. Чтобы вывинтить болт 1, необходимо зажать ключ в тиски и осуществить вывинчивание.
  • после этого можно вынуть плунжер из корпуса устройства.

На этом снятие устройства закончено, а второй элемент извлекается в аналогичном порядке.

Профилактика

После снятия и разборки устройства, оно подлежит профилактическим процедурам:

  1. После разборки все внутренние детали в обязательном порядке подлежат промыванию в бензине или керосине.
  2. Осуществляется просмотр всех составных элементов устройства. Если на корпусе или составных элементах имеются сколы, задиры, выбоины или трещины, то устройство подлежит полной замене. Заменять только один элемент запрещено.
  3. Обратить внимание необходимо на свободный ход плунжера, если он не зацепляется за внутренние элементы, то все в порядке, а если имеются заедания, то натяжитель подлежит полной замене.
  4. Не должно быть обратного хода перемещения плунжера, если он есть, то устройство также подлежит замене.

Вот собственно и все случаи, когда деталь подлежит замене.

Как собрать устройство

Перед тем как осуществлять сборку устройства после профилактики, внутренние детали подлежат смазыванию моторным маслом. Собрать гидронатяжитель можно двумя способами, но мы рассмотрим один, который подразумевает изготовления специальной оправки. Размеры и конструкция этой оправки приведена на схеме ниже.

Итак, рассмотрим основные этапы сборки гидронатяжителя цепи с помощью оправки:

  1. После изготовления оправки, ее необходимо зажать в тисках в вертикальном положении.
  2. На оправке размещается корпус самого устройства.
  3. В корпус изделия вставляется плунжер до самого упора.
  4. В плунжер устанавливается пружинный механизм и заполняется корпус моторным маслом. Во время сжатия пружины необходимо завернуть пробку, и в этот момент стопорный элемент должен войти в специальную проточку корпуса. Так осуществляется заряжание устройства.
  5. После этого устройство снимается с оправки. Когда потребуется разрядить натяжитель, необходимо попросту нажать на плунжер.

В случае, когда оправки нет, и отсутствует желание ее изготавливать, то можно собрать устройство таким образом:

  1. Взять металлическую пластину толщиной 1 мм и высотой 15 мм, и согнуть ее так, чтобы получилось кольцо.
  2. Произвести установку плунжера в корпус, но при этом стопорное кольцо должно расположиться напротив проточки в корпусе.
  3. Получившееся кольцо из пластины следует расположить на столе.
  4. На кольцо следует установить плунжер, но таким образом, чтобы кольцо было между плунжером и корпусом до упора в стопорный элемент.
  5. В плунжер необходимо установить зубило или отвертку и осуществить его смещение в нижнюю точку.
  6. После этого осуществляется установка пружины, заполнение корпуса маслом и демонтаж кольца из пластины.

Дальнейшие действия по установке гидронатяжителя на место обратно пропорциональны процессу снятия. После того, как установка устройства будет размещена на двигателе, натяжитель следует разрядить. Для этого проводятся такие действия:

  1. С помощью гаечного ключа на 12 производится вывинчивание пробки из крышки изделия.
  2. При помощи отвертки следует нажать на натяжитель, осуществив его разряжение.
  3. Осуществляется установка пробки на штатное место.

Гидронатяжитель цепи в разряженном состоянии или рабочем
Подводя итог, важно отметить исправность натяжителей на внедорожнике УАЗ Патриот, иначе не избежать периодической регулировки цепного механизма. Ниже представлено подробное видео о том, как осуществляется снятие и разборка данного механизма на внедорожнике УАЗ Патриот.

Источник

Оцените статью