Если не видно разницы, зачем платить больше? Тест четырнадцати зимних шин
В этом году, отправляясь на очередные шинные тесты, мы с коллегами посоветовались и решили дать «Белшине» шанс — и не взяли ее на тесты! Ну а если серьезно, то у белорусского производителя в гамме просто нет покрышек размерности 235/65 R17 для кроссоверов. Зато они есть практически у всех шинных компаний: для этого теста мы подобрали 7 фрикционных и 7 шипованных комплектов зимних шин.
За команду «зубастых» выступали следующие модели: Nexen WinGuard WinSpike WS62, Vredestein ArcTrac SUV, Gislaved Nord Frost 100 SUV, Michelin Latitude X-Ice North 2+, Goodyear Ultra Grip Ice Arctic SUV, Continental IceContact 2 SUV и Nokian Hakkapeliitta 8.
А фрикционные мы выбрали такие: Nexen Winguard Ice SUV WS5, Maxxis Presa SUV Ice, Bridgestone Blizzak DM-V2, Goodyear UltraGrip Ice WRT, Continental ContiVikingContact 6, Nokian Hakkapeliitta R2 SUV и Hankook DynaPro I*cept RW08.
Размерность шин — 235/65 R17, испытательный «мул» — Mercedes-Benz GLC.
Как обычно, испытания зимних шин проходили в два этапа: первый прошел в январе в Лапландии, второй — осенью близ городка Нокиа, где по-прежнему работает старый «краснокирпичный» завод Nokian Tyres и находится летний испытательный полигон.
Зимние тесты включают в себя следующие испытания: разгон и торможение на снегу, разгон и торможение на льду, оценку управляемости на скоростной снежной трассе. Кроме того, для фрикционных шин проводится замер поперечных сцепных свойств на ледяном кругу, а для шипованных — оценка управляемости на скоростной ледяной трассе и замер разгона на снегу.
Осенняя часть испытаний проходит при температуре от +2 до +10°С — таким образом имитируется оттепель, которую мы частенько застаем в межсезонье, продолжая при этом ездить на зимних шинах. На специально оборудованном полигоне проводится серия тестов на постоянно орошаемом асфальте — это замеры тормозного пути на мокром покрытии и оценка управляемости на скоростной трассе. После чего производится замер тормозного пути на сухом асфальте, с помощью специального оборудования — замер сопротивления качению. Однако решающую роль в испытаниях имеют именно тесты на торможение: в итоговой таблице эти баллы умножаются на 2 — безопасность всегда являлась приоритетом перед всеми остальными качествами.
Все испытания, кроме замера сопротивления качению, проводятся группой белорусских автожурналистов, обученных тест-пилотами и испытателями компании Nokian Tyres. Чтобы обеспечить равные условия испытаний для всех участвующих шин, используется следующая методика: выбирается шина-референт (неважно какая, премиальная или дешевая), которая становится «точкой отсчета» для оценки повторяемости результата. Референтный комплект испытывается в начале, в середине и в конце каждой серии испытаний. Если его результат изменился более чем на 3%, испытания считаются некорректными, данный тест приходится полностью переделывать.
Обычно (очень редко) так случается из-за резкой смены погодных условий. К примеру, на зимнем полигоне температура за час может упасть с -10°С до -25°С, что, естественно, очень сильно влияет на характеристики шин. Но в этом году с погодой повезло: не было ни сильных заморозков, ни оттепелей, температура держалась на уровне -8..-10°С.
Впрочем, для обеспечения повторяемости результата очень многое делается и руками специалистов компании Nokian Tyres. Обратите внимание на снимок вверху — снег под колесами Mercedes-Benz GLC утрамбован и «нарезан» определенным образом. Как это делается? Пока идет оценка управляемости на снежной трассе, рядом с ней дежурит гусеничный «ратрак» со специальным ковшом. Когда пилот добивается стабильного результата и проезжает три «одинаковых» круга (с практически идентичным временем прохождения), он отправляется в боксы «переобувать» следующий комплект шин. В это время «ратрак» проезжает несколько кругов по трассе, взбивая, трамбуя и «нарезая» снег, — и так весь день испытаний. Таким образом, каждый из 14 комплектов шин ездит по совершенно одинаковой трассе.
То же самое касается и ледяных испытаний: когда испытатель отправляется в боксы, по ледяной трассе протягивается специальный прицеп с шипованными шинами, установленными под определенным углом относительно направления движения. Этими шипами нарезается специальная «сетка» — ледяное покрытие для каждого испытуемого комплекта шин также становится совершенно одинаковым.
А для абсолютной точности замеров торможения на льду, на ход которых может очень сильно повлиять даже незначительный перепад температур или выглянувшее из-за туч солнце, финны вообще построили 700-метровый ангар, где поддерживается одинаковая температура, благодаря чему тесты на торможение можно проводить хоть в метель, хоть ночью — результаты всегда будут одинаковыми.
Ну а теперь собственно о результатах. Для вашего удобства мы свели все в таблицу, где расставлены баллы за каждое испытание. Как было сказано выше, решающее значение в наших тестах имеет безопасность, именно поэтому баллы за торможение на сухом и мокром асфальте, а также на льду и снегу умножаются на 2. Кстати, при изучении шинных тестов рекомендуем вам всегда смотреть на виды испытаний, которым подвергались покрышки, — у некоторых европейских изданий, к примеру, торможение на льду вообще не входит в программу тестов! И как после этого можно выбрать «лучшую» зимнюю шину?
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Марка | Nokian | Hankook | Continental | Bridgestone | Goodyear | Nexen | Maxxis |
Модель | Hakkapeliitta R2 SUV | DynaPro I*cept RW08 | ContiViking Contact 6 | Blizzak DM-V2 | UltraGrip Ice WRT | Winguard Ice SUV WS5 | Presa SUV Ice |
Индекс нагрузки | 108R | 104Q | 108T | 108S | 104S | 108Q | 108Q |
Глубина протектора | 9 мм | 9,3 мм | 8,5 мм | 10 мм | 10,3 мм | 9,1 мм | 10,5 мм |
Вес шины | 13,1 кг | 14,9 кг | 15,4 кг | 15 кг | 14,9 кг | 13,4 кг | 14,9 кг |
Страна изготовления | Финляндия | Корея | Германия | Япония | США | Корея | Китай |
Стоимость, бел. руб. | 378 | 193 | 342 | 240 | 215 | 172 | 230 |
Оценки за испытания | |||||||
Торможение на льду x2* | 200 | 190,7 | 181 | 187,4 | 170,6 | 180,6 | 167,6 |
Разгон на льду | 100 | 93,6 | 89,2 | 74,9 | 70,2 | 72,3 | 68,9 |
Поперечное сцепление на льду | 100 | 93,9 | 96,7 | 92,1 | 88,5 | 89,9 | 88,5 |
Управляемость на льду | 100,0 | 93,8 | 96,0 | 92,0 | 87,2 | 90,8 | 88,7 |
Торможение на снегу x2* | 198,2 | 200,0 | 193,8 | 197,2 | 193,2 | 193,3 | 197,6 |
Разгон на снегу | 98,7 | 100,0 | 95,3 | 96,8 | 95,6 | 98,1 | 97,5 |
Управляемость на снегу | 100,0 | 99,2 | 99,2 | 97,9 | 96,5 | 97,0 | 98,5 |
Промежуточный результат | 896,9 | 871,2 | 851,3 | 838,3 | 801,7 | 822,0 | 807,3 |
Торможение на мокром асфальте x2* | 192,5 | 190,4 | 192,9 | 189,7 | 200,0 | 175,7 | 187,8 |
Управляемость на мокрой трассе | 97,1 | 92,3 | 100,0 | 96,0 | 99,8 | 96,0 | 95,3 |
Торможение на сухом асфальте x2* | 200,0 | 191,3 | 190,8 | 198,3 | 193,8 | 193,2 | 191,6 |
Сопротивление качению** | 33,3 | 26,3 | 29,7 | 25,5 | 24,9 | 28,5 | 26,9 |
Промежуточный результат | 523,0 | 500,3 | 513,4 | 509,5 | 518,5 | 493,4 | 501,6 |
Итог | 1420 | 1371 | 1365 | 1348 | 1320 | 1315 | 1309 |
* за итоги этих тестов количество баллов удваивается | |||||||
** весомость данных оценок — 30% | |||||||
лучший | |||||||
худший |
В этой таблице приведены результаты испытаний фрикционных зимних шин. Как видите, чуда не случилось — все те же, все там же. Хотя сюрпризы были: «середнячок» Goodyear неожиданно стал лучшим при торможении на мокром асфальте. А замыкающий тройку призеров Continental оказался худшим сразу в двух дисциплинах — управляемости на снегу и торможении на сухом асфальте, но при этом умудрился выбиться в лидеры при оценке управляемости на мокром асфальте.
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 |
Марка | Nokian | Continental | Goodyear | Gislaved | Michelin | Vredestein | Nexen |
Модель | Hakkapeliitta 8 | IceContact 2 SUV | Ultra Grip Ice Arctic SUV | Nord Frost 100 SUV | Latitude X-Ice North 2+ | ArcTrac SUV | WinGuard WinSpike WS62 |
Индекс нагрузки | 108T | 108T | 108T | 108T | 108T | 108T | 108T |
Глубина протектора | 9,6 мм | 8,3 мм | 10,1 мм | 9,2 мм | 9,5 мм | 8,8 мм | 9,9 мм |
Высота выступания шипов | 0,9 мм | 0,6 мм | 0,7 мм | 0,9 мм | 1,0 мм | 1,3 мм | 0,5 мм |
Количество шипов | 198 шт | 222 шт | 128 шт | 112 шт | 116 шт | 130 шт | 115 шт |
Вес шины | 14,3 кг | 14,9 кг | 14,2 кг | 15,6 кг | 14,1 кг | 14,8 кг | 14,2 кг |
Страна изготовления | Финляндия | Россия | Германия | Германия | Франция | Нидерланды | Корея |
Стоимость, бел. руб. | 411 | 392 | 239 | 265 | 300 | 232 | 178 |
Оценки за испытания | |||||||
Торможение на льду x2* | 200,0 | 198,8 | 183,3 | 169,1 | 149,9 | 146,1 | 137,2 |
Разгон на льду | 100,0 | 99,4 | 77,1 | 81,3 | 71,4 | 68,5 | 64,0 |
Поперечное сцепление на льду | 100,0 | 87,7 | 89,9 | 88,3 | 90,2 | 82,8 | 82,5 |
Управляемость на льду | 96,5 | 100,0 | 91,9 | 98,3 | 94,4 | 86,6 | 86,7 |
Торможение на снегу x2* | 199,5 | 199,8 | 200,0 | 192,6 | 183,8 | 188,9 | 186,3 |
Разгон на снегу | 100,0 | 100,0 | 98,3 | 93,1 | 92,2 | 93,1 | 94,9 |
Управляемость на снегу | 98,9 | 100,0 | 98,5 | 97,1 | 96,2 | 95,7 | 93,9 |
Промежуточный результат | 894,9 | 885,7 | 839,0 | 819,8 | 778,2 | 761,7 | 745,5 |
Торможение на мокром асфальте x2* | 197,6 | 196,2 | 200,0 | 193,0 | 194,8 | 193,0 | 193,9 |
Управляемость на мокрой трассе | 100,0 | 97,4 | 96,5 | 98,8 | 97,0 | 98,1 | 96,5 |
Торможение на сухом асфальте x2* | 198,7 | 173,5 | 197,4 | 174,3 | 200,0 | 171,4 | 188,5 |
Сопротивление качению** | 33,3 | 33,1 | 32,9 | 29,0 | 31,4 | 28,9 | 28,6 |
Промежуточный результат | 529,6 | 500,3 | 526,9 | 495,2 | 523,2 | 491,4 | 507,6 |
Итог | 1425 | 1386 | 1366 | 1315 | 1301 | 1253 | 1253 |
* за итоги этих тестов количество баллов удваивается | |||||||
** весомость данных оценок — 30% | |||||||
лучший | |||||||
худший |
У шипованных шин тоже были сюрпризы: легендарная «восьмерка» Nokian неожиданно «слила» первые места в своих коронных дисциплинах — управляемости на снегу и льду, а также в торможении на снегу. Хотя еще удивительнее было обнаружить, что не менее легендарный Michelin X-Ice вдруг оказался худшим среди участников по разгону на снегу! Правда, на осенних испытаниях он стал лучшим в торможении на сухом асфальте.
Источник